на главную | |||||||||
Савчук Александр Владимирович |
|||||||||
Биография Родился 6 августа 1954 г. у м.Бв г. Белопольэ, Сумской области. Образование высшее: с 1971 по 1976 г. Учился в Мариупольском металлургическом институте, специальность «Оборудование и технология сварочного производства, квалификация «Инженер-механик». С 1976р. по 1978 г. – инженер-конструктор Мариупольского механрического завода. С июля 1978 г. по май 1979 г. – второй секретарь Октябрского райкома ВЛКСМУ г. Мариуполя. С мая 1979 г. по июль 1980 г. – завотделом комсомольских организаций горкома ВЛКСМУ г. Мариуполя. С июля 1980 г. по июль 1982 г. – секретарь комитета комсомола в/ч № 62970 Киевского военного округа. С сентября 1982 г. по 1983 г. – инструктор организационного отдела Ордженикидзенского райкома Компартии Украины г. Мариуполя. С июля 1983 г. по июль 1986 г. – инструктор организационного отдела горкома компартии Украины. С 1986 г. по 1987 г. Работал заместителем начальника цеха № 23 по подготовке производства п/о «Ждановтяжмаш», С 1987 г. по 1990 г. - начальник цеха №27 п/о «Азовмаш». С 1990 г. по 1991 г. - директор производства общего машиностроения концерна «Азовмаш». С 1991 г. по 1997 г. - директор государственной фирми «Азовобщемаш» концерна «Азовмаш». С 1997 г. по 2000 г. – председатель правления, генеральный директор ОАТ «Азовзагальмаш». В феврале 2000 г. Был избран председателем правления – генеральным директором ОАТ «Азов». С марта 2003 г. – ОАТ «Мариупольский завод тяжелого машиностроения». С марта 2000 г. – занимал должность президента – председателя правления ОАТ «Азовмаш» по совместительству. С мая 2006 г. – народный депутат Украины от Партии регионов. Член Партии регионов |
|||||||||
|
|||||||||
Семь футов крови под килем Суд над убийцами экс-начальника Азовского морского пароходства Анатолия Бандуры выходит на финишную прямую. А вот у заказчиков этого первого постреволюционного заказного убийства не много шансов попасть на скамью подсудимых. Прокуратура делает все, чтобы они оставались безнаказанными. Перечислим тех, кто по мере возможности участвовал в хищении флота у державы, и кому была выгодна смерть слишком информированного Бандуры. Знакомьтесь: народный депутат от ПР Антон Викентьевич Пригодский, президент «Межрегионального промышленного союза». Первоначально он был единственным физическим лицом - учредителем ТФД, внеся в уставной фонд 5 000 гривень. Помимо него учредителем выступила Донецкая промышленно-транспортная компания со взносом в 11 500 гривень. Позже уставной капитал ТФД был увеличен за счет взноса Пригодским 2 млн грн. и ДПТК – 8 млн грн. А потом Пригодский вовсе вышел из числа учредителей флота. Забегая на перед, заметим, что ДПТК аффилирована с мариупольским «Азовмашем». О руководителе этого предприятия Александре Савчуке мы подробно расскажем позже. Именно он, по всей видимости, является вторым нардепом, по которому, со слов Донского, работало следствие, разыскивая заказчиков убийства Анатолия Бандуры. Также суд интересовала персона основателя и первого руководителя «ТФД» Александра Долгова. К нему накопились вопросы не только у суда, но и у следствия. Сегодня он отсиживается в Греции. Следователь Донской долго разыскивал его и, наконец, сотрудник посольства Украины в Греции, выполняя поручение руководителя следственной группы, смог пообщаться с Долговым по телефону. Они договорились, что Долгов даст показания в здании посольства Украины в Греции. Тот пообещал явиться, после чего сменил телефон и по сей день старательно избегает любых контактов со следствием. Известно, что Долгова прячет в Греции некто Пироволакис, которому принадлежит компания «Адриатико Лтд». Пироволакис – давний подельник Долгова, владелец сети одесских и мариупольских фирм, занимающихся наймом украинских моряков на заморские суда. Роль Долгова в разворовывании АМП широка и многогранна. Он лично выступал перед коллективом АМП, обещая манну небесную, в преддверии передачи флота на баланс ТФД. Фактически Долгов отвечал в «Межрегиональном промышленном союзе» (МПС) за «прихватизацию» АМП. Но одно дело - украсть хлопотное хозяйство, другое – им управлять и зарабатывать деньги. Последнее удавалось Долгову много хуже, и его попросту выбросили из ТФД, однако он оставался в команде, тесно контактировал с новыми владельцами ТФД, особенно активно – с Александром Резником, занимавшим пост начальника безопасности МПС и компании «Эмброл Украина», фактически принадлежащих простому донецкому пареньку, ныне - «известному донецкому бизнесмену». С момента передачи судов АМП донецким, рядом с Долговым возникает незаметная фигура Кондратенко. Можно предположить, что отставной гэбэшник выполнял роль зоркого смотрящего. А смотреть за жуликоватым Долговым было крайне необходимо, что прекрасно понимал Александр Резник. Резник Александр Владимирович, полковник СБУ в отставке (смеем предположить, что правильнее будет сказать – в резерве). В органах госбезопасности - с 1977 по 2002 год. С 1999 по 2001 годы являлся заместителем начальника УСБУ по Донецкой области. В 2001 году – заместитель начальника по энергетической безопасности Департамента контрразведывательной защиты экономики. Уволился из рядов СБУ 2 ноября 2002 года и тут же получил пост вице-президента «Межрегионального промышленного союза». Что заставило его уйти с этой должности – активизировавшееся на тот момент следствие по убийству Бандуры или что-то еще – можно только гадать. Когда настал черед Резника давать показания следствию, он немедленно слег в больницу. Находящийся сегодня за решеткой Кондратенко, руководивший убийством Бандуры, являлся заместителем Долгова в ТФД. На одной улице с конторой ТФД располагался и офис компании «Донбасс-марина», руководил которой все тот же Кондратенко, а владельцем являлся Долгов. Троица Долгов-Резник-Кондратенко пожалуй ключевая в этом преступлении, что подтверждают в частности звонки с их телефонов незадолго до убийства и сразу после его совершения. Так, на следующий день после убийства Кондратенко звонил Резнику, их разговор длился около пяти минут. Что мог обсуждать руководитель группы киллеров вскоре после совершения преступления? Отчитывался о проделанной работе? И еще: сразу после ареста Кондратенко, Долгов немедленно обратился за помощью к Резнику, по просьбе которого донецкое УСБУ вдруг начало отслеживать местонахождение Кондратенко в Украине. Казалось бы: оснований для того не было, просто кого-то взволновало исчезновение опасного носителя информации. И мы догадываемся, кто беспокоился об этом. Из всего вышесказанного можно сделать предположение: Резник, очевидно, в соответствии с должностью и благодаря своим связям в спецслужбе, отвечал за «силовое» сопровождение бизнес-операций МПС. Так, он лично запугивал одного из руководителей АМП Прусикова, когда тот колебался, подписывать или нет нелегитимный документ - дополнительное соглашение № 6 к Договору аренды Д/1843 от 02.06.93 г., дававший старт передаче флота в руки донецких товарищей. Прусиков подписал. И вскоре стал начальником АМП. Это случилось вскоре после еще одной истории с густым криминальным окрасом. В октябре 2000 года Анатолий Бандура лечился в Киеве. К нему наведался тогдашний его заместитель Прусиков, дабы передать весточку от донецких. Бандура понял, что сопротивление бесполезно и тут же в больничной палате написал заявление об уходе. Его место занял Прусиков, чтобы подписать упомянутое выше дополнительное соглашение. Вскоре после этого его уволили. Сегодня Прусиков в розыске. Следующим «заинтересованным» фигурантом этого дела, по сей день гуляющим на свободе, является Владимир Осипцов, гендиректор УПТК и первый заместитель руководителя «Азовмаша» Александра Савчука Именно УПТК в ходе успешно проведенной вексельной аферы на сумму 136 миллионов гривень заместила МПС в качестве главного акционера ТФД. Впрочем, изменения реального собственника при этом не произошло. ЗАО «УПТК» находится в собственности ЗАО «Систем Кэпитал Менеджмент» и ООО «Ситат», контролируемых Ринатом Ахметовым. Без комментариев. Незадолго до убийства Бандуры в феврале 2005 года произошла его единственная якобы случайная встреча с Осипцовым. Дело было так. Долгов, который был хорошо знаком с Бандурой, как-то позвонил ему и попросил о важной встрече в аэропорту «Борисполь». Бандура согласился. В ресторане Долгов, не представлял Бандуре своего «попутчика» Осипцова, как руководителя структуры, имевшей контрольный пакет в ТФД. Напомним, это был период постреволюционной эйфории, когда даже бесстрашные донецкие парни трепетали в ожидании антикриминальных зачисток в исполнении новой власти. Обеспокоенный безрадостными перспективами, Долгов напрямую спросил у Бандуры: что теперь будет с флотом (имелся в виду неправедно «приватизированный» флот АМП, перешедший под юрисдикцию ТФД), спровоцировав собеседника на откровенность. Бандура не удержался и рубанул в глаза: «Отберем и вернем государству!» Присутствовавший при разговоре Осипцов не смог скрыть возмущения, мол, все честно украдено, обратно – никак нельзя! Как выяснило следствие, Долгов неоднократно назначал Бандуре встречи – якобы для решения неких важных вопросов по бизнесу в Киеве. Сам Бандура рассказывал об этих встречах так: «Позвонит, говорит, есть интересный бизнес-проект. Прихожу, а он все время несет какую-то чушь. Ничего не могу понять – зачем звал?» Теперь становится ясно зачем. Дело в том, что эти странные встречи Долгов организовывал на протяжении трех месяцев перед убийством Бандуры. Очевидно, целью было выведать место жительства жертвы, а также указать убийцам жертву. Опишем еще одну встречу Долгова с Бандурой в аэропорту, состоявшуюся незадолго до убийства – в феврале 2005 года. Когда киллер в очередной раз ехал в Киев отслеживать Бандуру, Манусову, который в то время выполнял в группе роль водителя, позвонил руководитель группы Кондратенко и приказал немедленно ехать в ресторан аэропорта «Борисполь». А за минуту до этого звонка на телефон Кондратенко позвонил Долгов – от него-то и стало известно, где находится Бандура. Очевидно, тогда-то Долгов и показал им будущую жертву. Наконец, настало время назвать еще одного фигуранта этого дела. Это упоминавшийся выше президент ОАО «Азовмаша» Александр Савчук. Он не входит в когорту «красных директоров» - заводом руководит всего десяток лет. Производство – не его конек. Александр Савчук вышел из рядов комсомольских функционеров и на руководство заводом его, очевидно, назначили «смотрящим». В 2003 году Савчук по собственной инициативе выходил на Бандуру, под страхом смерти изгнанного из АМП – просил его помощи как специалиста в разрешении многочисленных судоходных проблем, с которыми новым донецким мореплавателям справиться было не под силу. Вы спросите: откуда у экс-комсомольца-руководителя промышленного гиганта такой интерес к морскому бизнесу? Отвечаем: на то время основной держатель акций ТФД – «Межрегиональный промсоюз» уступил свои права владения новому собственнику – «Украинской промышленно-транспортной компании», учредителями которой тогда являлись СКМ, Веспром и СИТАТ (последняя – это структура Савчука). Так отставной комсомолец заделался владельцем целого флота. Как говорится: большому кораблю – большое плавание. Справка: 50%+1 акция «Азовмаша» принадлежит государству, 50%-1 акция - Украинской промышленно-транспортной компании (УПТК, Мариуполь), при этом УПТК управляет государственными 25% акций предприятия. 34% акций УПТК владеет компания «Ситат» (Мариуполь), по 33% принадлежат компании «Веспром» и System Capital Management (Донецк. ООО «Ситат» контролирует президент «Азовмаша» Александр Савчук, ООО «Веспром» - еще один народный депутат от Партии регионов Эдуард Прутник. И в заключение – еще одна популярная персона, которую также можно рассматривать в альтернативной версии организаторов убийства Бандуры: Сергей Жоржевич Лазаренко, бывший заместитель экс главы ФГИУ, а ныне народного депутата от ПР Михаила Чечетова. Лазаренко – чисто донецкий персонаж. В 2002 году руководил региональным отделением ФГИУ по Донецкой области – при губернаторе Викторе Януковиче. Затем, когда Виктор Федорович выбился в премьеры, Лазаренко последовал за ним в Киев, где его поставили то ли смотрящим, то ли заместителем к Михаилу Чечетову. До этого Лазаренко 17 лет проработал в органах прокуратуры, где поднабрался бандитских замашек. Как итог – его задержали в марте нынешнего года за организацию покушения на собственную жену Эрику, которую киллеры собирались взорвать в персональном «Лексусе». Эта страсть к категорическому решению возникающих проблем путем умерщвления источника проблемы, заставляет рассматривать и версию причастности Лазаренко к убийству Бандуры. Не исключено, что настойчивому исследователю может открыться связь киллеров, покушавшихся на Эрику Лазаренко с группой Кондратенко, убившей Бандуру. Известно, что Лазаренко нанял киллеров для своей жены за 5000 долларов. Якобы именно такую сумму пообещал Морозу, убийце Анатолия Бандуры, и руководитель убийства Виктор Кондратенко. Совпадение, единый прейскурант для донецких киллеров? Лазаренко связывает с АМП еще и тот факт, что в бытность руководителем Донецкого ФГИ он с первых дней «прихватизации» пароходства принимал в процессе самое активное участие – по долгу службы, так сказать. Все документы от ФГИ, касающиеся передачи флота ТФД, подписывал Лазаренко. Он самолично присутствовал и при кульминационном моменте подписания тогдашним директором АМП Прусиковым нелегитимного дополнительного соглашения № 6 к Договору аренды флота, о котором мы писали выше. Таким образом, если с судьбой киллеров Бандуры все прозрачно: в ближайшие месяц-два они, очевидно, услышат приговор суда, то относительно заказчиков убийства дел невпроворот. Но вот, что удивительно: хотя следствие располагает весьма серьезными сведениями, указывающими на тех, кто непосредственно дал команду группе Кондратенко (мы привели в этой статье лишь часть фактов, дабы не навредить следствию), уголовное дело о заказчиках замерло так и не начавшись. Оно было выделено в отдельное производство еще в ноябре минувшего года. Но с тех пор ничего по сути не сделано: по столь резонансному преступлению не создана даже следственная группа. Дикий факт: уголовное дело даже не взято на учет, оно попросту нигде не числится! Пусть теперь новая власть убеждает нас в том, что правоохранительные органы стали «краше» и неподкупней… Некую надежду могло вселить решение о проведении встречных проверок ТФД и компаний, принявших участие в мягко говоря сомнительной вексельной операции, в результате которой 35 судов АМП оказались в собственности донецких бизнесменов, не потративших на это ни копейки. Однако ревизию провели формально, занимались ею люди, далекие от бухгалтерии, вексельных операций, и особенностей бизнеса, связанного с морскими перевозками. Как тут не поверить в слова Алексея Донского - первого руководителя следственной группы по убийству Бандуры, который во всеуслышание заявлял о взятке в полмиллиона долларов, занесенной заинтересованными товарищами в органы прокуратуры. После того, как информация об этом попала на телевидение, на протяжении полугода Генпрокуратура не чинила никаких преград в расследовании. Но когда следствие подобралось к заказчикам убийства, руководитель «Межрегионального промышленного союза» Антон Пригодский добился в середине декабря прошлого года встречи с прокурором Киева Василием Присяжнюком. Напомним – именно прокуратура Киева ведет дело. Вскоре после этого началось активное блокирование расследования со стороны Присяжнюка. Именно Присяжнюк фактически сорвал финансовую проверку. Он не подписал рапорт руководителя следственной группы Донского на командировку в Мариуполь для сопровождения проверки следственными действиями. И это имело крайне негативные последствия. А чересчур дотошного Донского перекинули на другое дело, новый руководитель группы в Мариуполь так и не смог поехать. Эти действия руководителя городской прокуратуры можно квалифицировать как служебную халатность, а то и круче. Скажем больше: у следствия были реальные шансы арестовать заказчиков убийства Анатолия Бандуры. Не вдаваясь в подробности, отметим, что в этот момент вдруг сплоховал доблестный ГУБОП МВД. Что тому причиной – нам не ведомо. Подводя черту, констатируем: руководство прокуратуры саботирует расследование, милиция халатно бездействует, ФГИУ «не замечает» целого флота, который на полных основаниях можно вернуть государству по примеру «Криворожстали». Результат: подозреваемые в организации дерзкого убийства с особо крупными экономическими последствиями для государства расползаются по миру и восседают в депутатских креслах, а страна теряет шанс на законное возвращение немалого куска госсобственности. Дело усугубляется еще и тем, что на международном рынке морских грузопереводок усиливается спад, руководители ТФД, не имеющие должного опыта управления флотом, по некоторым сведениям, готовят распродажу судов. Если с годами государство все же решится вернуть украденный флот, от него может ничего не остаться. Но сегодня еще не поздно. Только для этого, что называется, необходима политическая воля – на то, чтобы вернуть украденное, на то, чтобы рассадить воров и убийц по тюрьмам, на то, наконец, чтобы раскрыть первое при новой власти заказное убийство. Убийство экс-народного депутата и экс-директора АМП Анатолия Бандуры, который стремился сберечь флот Украине и поплатился жизнью. |
|||||||||